Проект стадиона в Ростове.В Ростове определены время и место для строительства стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года. Начало возведения спортивного объекта вместимостью 44 тысячи человек запланировано на сентябрь-2012.

На вчерашнем совещании в правительстве Ростовской области под руководством заместителя губернатора Сергея Трифонова обсуждались планы подготовительных работ в левобережной зоне Ростова по строительству стадиона для ЧМ-2018.

Намечены основные вехи на подступах к строительному старту: в январе проведут конкурс
по выбору подрядчика, до февраля завершат подготовку эскизного проекта, а в сентябре начнут строить. К столь стремительному развитию событий подтолкнули положительные результаты изыскательских работ: на 100 тысячах квадратных метрах, отведенных под стадион, ила и грунтовых вод не обнаружено. А значит, как полагают специалисты, все инженерно-подготовительные мероприятия удастся провести в рекордно короткие сроки — за 6–8 месяцев.

Да, будущему стадиону повезло с грунтами значительно больше, чем многострадальному ростовскому метро. Созидательные намерения донских властей неуклонны и тверды: только что созданную рабочую комиссию по сопровождению проекта возглавил министр строительства, архитектуры и территориального развития области Валерий Кузнецов.

Одновременно и параллельно минтранс области и мэрия Ростова готовят проект реконструкции старого доброго Ворошиловского моста, который по-прежнему остается основной транспортной артерией, связывающей мегаполис с левобережьем. Поскольку по непонятным причинам тема канатки и готовых в нее вложиться инвесторов временно (или уже навсегда) заглохла.

По данным из разных источников, на строительство стадиона в Ростове будет выделено от 7 до 12 млрд рублей.

А что потом?

Несмотря на престижность грядущего спортивного форума, честь принимать у себя
мундиаль-2018 и ожидаемый в связи с этим золотой дождь, у ростовчан и наблюдателей со стороны сохраняются здравые сомнения как по поводу целесообразности строительства стадиона, так и, самое главное, — по поводу его эффективного использования впоследствии. Но особенные нарекания вызывает представленный проект будущего спортивного объекта, пусть даже к его созданию и приложилась прославленная архитектурная компания Populous.

Международный опыт показывает: любой «удачный» футбольный стадион становится не только и не столько местом проведения матчей — он превращается в культурный и архитектурный центр города и используется почти круглый год. Хорошо продуманное спортивное сооружение включает в себя подтрибунные площади, которые можно сдавать в аренду, — спортзалы, музеи, офисы, кафе, рестораны, конференц-залы и магазины.

Так, стадион «Уэмбли» в Лондоне, где ежегодно проводится не более 40–50 соревнований в год, тем не менее работает полных 250 дней в году. При этом в столице Великобритании есть еще 10 крупных и красивых стадионов вместимостью 30–40 тысяч человек! Вот что значит грамотно реализованная инфраструктура.

Однако «фишки» ростовского проекта — стадион, «вросший» в холм, сборно-разборные трибуны и полное отсутствие подтрибунного пространства — будут серьезным препятствием для эффективной коммерческой эксплуатации сооружения после чемпионата. Помещений для аренды попросту не предвидится! А значит, не будет и отдачи. Уже на стадии проектирования на объект повешено клеймо тяжкой бюджетной ноши. Многомиллиардному строению суждена участь ветшающего и постепенно разлагающегося монстра.

Угол наклона трибун в ростовском проекте выбран очень неудачно.

Угол наклона трибун в ростовском проекте выбран очень неудачно.

ГЛАЗАМИ ЭКСПЕРТА

На специализированном футбольном портале stadiums.at.ua прозвучала суровая критика в адрес будущего ростовского стадиона:

«Несложно разглядеть, что сборно-разборные трибуны имеют просто «уникальный» угол наклона. Зрителю чемпионата мира, заплатившему за билет на стадион около полутора-двух тысяч долларов, придётся с дальнего ряда с биноклем наблюдать за происходящим. А по-другому никак, ведь здесь не хотят думать (а может, и не знают?) о возможности многоярусности трибун и удобстве просмотра.

Про крышу тут тоже не задумываются, мотивируя всё это дело великолепным ростовским климатом. Сложно понять, чем это климат в Ростове лучше испанского. Навесы в чуде ростовской архитектурной мысли не предусмотрены. Козырьки в лучшем случае (по этим проектам) будут закрывать 40–50% трибун. А если взять в расчёт то, что у стадиона не будет полноценной «чаши» (из-за ужасных просветов в углах трибун), можно сделать вывод, что о хоть сколько-нибудь качественной акустике можно и не мечтать. Звук попросту будет улетучиваться.

Это получается современная интерпретация примитивнейшего (даже по меркам середины прошлого века) стадиона «Металлург» в Самаре. Разработчики этого концепт-проекта даже и думать, похоже, не пробовали о том, что есть успешные примеры расположения точек фаст-фуда и туалетов неподалёку от зрительских мест под трибунами. Видимо, весь расчёт на всеми любимые палатки с пирожками и пару туалетов в углах».

Не менее язвительны и посетители ростовских форумов, где обсуждается предполагаемый проект. Правда, здесь мнения разделились. Приведем три самых характерных:

— А мне нравится. Очень необычный, путь лучше такой, чем квадратная коробка с трибунами внутри.
— Разговоры есть. А полноценного эскиза нет.
— Ну а что ты хочешь? Сколько там Ростову выделяют на стадион — миллиардов десять? Из этой суммы надо миллиарда три в Москву в виде отката вернуть, миллиарда два на месте распилить, и остается пять миллиардов. Попробуй построй за эти деньги что-нибудь получше.

Будет вам и белка, будет и свисток

Впрочем, у легкомысленного отношения россиян к рачительному использованию дорогостоящих строений, вероятно, гораздо более глубокие корни, чем можно было бы предположить. Это становится особенно ясно при знакомстве со стенограммой совещания при президенте России, посвященном постолимпийскому использованию спортивных объектов Сочи-2014. В беседе участвуют два лица — сам президент Дмитрий Медведев и замминистра регионального развития Юрий Рейльян.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ю. Рейльян: Вопросы наследия Игр, по нашему мнению, являются не менее значимыми, чем подготовка и проведение этих Игр, а два классических и диаметральных примера — Афины и Барселона — показывают, что своевременное и правильное решение этих вопросов позволяет избежать проблемы так называемых «белых слонов». Стоит отметить, что…

Д. Медведев: Проблемы чего?

Ю. Рейльян: «Белых слонов».

Д. Медведев: Белых слонов? Объясните, мы же не все здесь в МОКе бываем, журналисты тем более. Что за белые слоны?

Ю. Рейльян: Термин, который применяется как раз…

Д. Медведев: Белочку часто по телевизору показывают, но это другая белочка, это что за белые слоны?

Ю. Рейльян: Это те объекты, которые не используются или используются крайне неэффективно после Игр.

Занавес. Аплодисменты.

Ирина РОДИНА

Читайте также:


Комментарии: 4

  1. Татьяна пишет:

    Необходимо переделать проект!
    Иначе это будут потерянные деньги!

  2. Олег пишет:

    Позорище, а не стадион!!! Срочно в топку.

  3. vera пишет:

    Просто позор, не поверю, что под стадионом нет воды. Я живу на ул.Шоссейная , здесь при низовке вода на глубине 1,5-2 м, при верховом- уровень опускается ниже. Глубже,нельзя оборудовать выгребные ямы, спасают биотуалеты. Тоже во всех ресторанах и кафе на ЛБД.
    Еще смешно,как будут решать проблему доставки зрителей,ведь мосты нове надо строить, улицы расширять. Сейчас все в пробках
    , а что будет в 2018г. Да и стадион СКА мог бы всех вместить, там есть место для раширения, зачем на левый. Если снежная зима, все весной поплывут , буде ЧМ по плаванию.

  4. Сергей пишет:

    Главное чтоб откатить побольше денег. В Сочах такое же твориться…

Оставьте комментарий



© 2009–2024 Ростов-Дом. Архитектура, строительство, ремонт, ЖКХ.
Сайт зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций,
свидетельство Эл № ФС77-44159 от 09.03.2011. Перепечатка возможна только с согласия редакции.
Рейтинг@Mail.ru